Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 270. Печальная весть из Севастополя. Сокращение срока службы

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 270. Печальная весть из Севастополя. Сокращение срока службы

В пятьдесят пятом году все флота облетела печальная весть о том, что на Чёрном море, в Севастополе затонул линкор «Новороссийск», унося с собой в морскую пучину сотни наших матросов. О гибели линкора и матросов я знаю только из рассказа Ивана Гундилина и моряков, прибывших к нам из Черноморского флота.

Гундилин в это время находился в учебном отряде города Севастополь. Он говорил: «В тот день на крейсер прибыло новое пополнение, старики тоже ещё не были демобилизованы и находились на своих местах. Был очень тёплый день, все, что можно, было распахнуто настежь. После взрыва объявили тревогу, а отменить забыли.

Крейсер завалился на борт, перевернулся вверх килем и за восемнадцать минут ушел под воду,  погрузившись в толстый слой ила. Спасательные работы водолазами велись в очень трудных условиях. Один водолаз спас несколько десятков матросов, но многие погибли из-за отсутствия кислорода».

***

У нас на посту все матросы и старшины были комсомольцами, а я возглавлял нашу ячейку ВЛКСМ. В начале пятьдесят шестого года меня, как секретаря комсомольской организации, вызвали в Политотдел базы, где перед всеми работниками политотдела и секретарями ВЛКСМ воинских подразделений Ольго-Владимирской ВМБ выступил начальник Политотдела базы капитан первого ранга Ганжа.

Он зачитал нам закрытое письмо Центрального комитета партии, в котором говорилось о плохой воспитательной работе среди личного состава и о дисциплине. В мирное время армия и флот несут ничем не оправданные жертвы.

В пятьдесят пятом году в городе Севастополе затонул линкор «Новороссийск», а на Тихом океане восстал крейсер  «Дмитрий Пожарский».

Люди нашей страны знали о дружеском визите в Китай наших кораблей: крейсера «Дмитрий Пожарский» в сопровождении эсминцев «Вдумчивый» и «Вразумительный» но не больше. Мы задали вопрос начальнику Политотдела о бунте на крейсере «Дмитрий Пожарский».

Капитан первого ранга Ганжа ответил так: «После возвращения из Китая, матросы допустили неповиновение командиру, в некотором роде повторив события, которые когда-то произошли на крейсере «Потёмкин», а это говорит о том, что  на крейсере «Дмитрий Пожарский» плохо проводилась воспитательная работа среди личного состава, а это большой минус комсомольской и партийной организациям».

Разговор сводился к тому, чтобы комсомол объявил беспощадную войну нарушителям воинской  дисциплины. В связи с таким положением дел, в армии и на флоте правительство вынуждено сократить выдачу денежного довольствия во всех родах войск. Матросы и солдаты будут получать по три рубля, старшины  по четыре, а «срочники», занимающие должности офицеров, по двадцать пять рублей в месяц.

До этого матросы и старшины на флоте получали во много раз больше, чем личный состав наземных войск.

Месяца через два мне снова пришлось побывать в штабе базы, где познакомился с Владимиром Ворошиловым и Николаем Кустовым, которые учились во Владивостоке на пятом курсе Высше-морского училища имени адмирала Макарова», а при визите в Китай проходили практику на крейсере «Дмитрий Пожарский».

            О том, что произошло на крейсере, они рассказывали так: «Перед визитом в Китай два месяца увольнение на берег было запрещено. Чтобы в лице китайцев наши корабли и моряки выглядели образцовыми, всё на кораблях драили до блеска.

После возвращения из Китая по корабельному радио было объявлено: «Желающие в увольнение, построиться на верхней палубе». За пять лет службы многие из ребят в городе Владивостоке обзавелись невестами и семьями. Постарайтесь представить себе, с каким нетерпением они ждали встреч с любимыми.

Неожиданно на верхней палубе появился «старпом» и заорал: «Это, что за сборище? Какое увольнение? Никаких увольнений! Готовность номер один! Всем разойтись по своим постам!  »

Из-за такого обращения матросы и старшины взбесились и отказались выполнять приказ старшего помощника командира крейсера, заперев некоторых офицеров в каютах. Потом потребовали на борт командующего флотом. Всё закончилось тем, что весь личный состав крейсера сняли с корабля, заменив его другим. Одних офицеров демобилизовали, других отправили в запас, а зачинщиками бунта забили Владивостокскую тюрьму.

Нас, курсантов, отчислили из училища, разжаловали, и простыми матросами раскидали по частям флота. Пятилетнее обучение в училище в срок службы не засчитали, он нам пошел с первого января пятьдесят шестого года.  Обидно, но что поделаешь? Приказы свыше не обсуждают».

***

В марте пятьдесят шестого года Правительство объявило указ о сокращении Вооружённых сил на один миллион четыреста тысяч человек, а так же  о сокращении срока службы на флоте, в сухопутных войсках и морской пехоте.

Матросы и старшины новость о сокращении службы на один год встретили с радостью, чего не скажешь об офицерах.

18:55
2843
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|