Кто ты: инженер или инженер-филолог, или Бесплатные гектары русского языка

Кто ты: инженер или инженер-филолог, или Бесплатные гектары русского языка

На фестивале «Русский без границ» в Харбине мне удалось пообщаться с Александром Николаевичем Зубрицким.

Глава Дальневосточного филиала фонда «Русский мир», президент Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского и литературы рассказал об отношении к родному языку, России, об экономической экспансии и культурологических перспективах ТОР, исчезающих словах и образовательных перекосах.

А также о том, в чем виноват Андрей Малахов и кого можно воспитать матрёшкой! Кстати, если Вам удалось прочесть текст до конца, гуманитарные основы в Вас заложены, и они превалируют над остальными.

– Носитель русского языка часто ассоциируется со страной. Как воспринимают Россию в странах АТР, нет ли некоего субъективизма?

Какое место ДВ занимает во взаимодействии со странами АТР? 

– Азиатско-Тихоокеанский регион – уникальный в своем роде на Земле. И сегодня, кстати, в силу многих особенностей (в первую очередь культурологических) дает фору и положительный пример всему миру, который скатился в пропасть политики деструктивного поведения. Дает пример, как можно пытаться жить гармонично. Здесь роль играют конфуцианство Китая, буддизм в Корее, цивилизационные традиции. И будущее за этой моделью. В мире торжества зла и силы оружие и войны – это сиюминутные тактические действия, планы. А здесь, в АТР, мыслят столетиями, планируют все на долгие годы, долгий период. 

Что касается роли России в регионе АТР… Исторически – с момента основания городов – строили этот край, Дальний Восток, люди разных национальностей: японцы, корейцы, татары, украинцы, евреи. Купцами были голландцы, французы, картография начиналась с Франции. И, что важно, никогда, в отличие от западных территорий нашей страны и Российской империи, никогда не было проблем в межнациональных отношениях. Здесь привыкли вежливо относиться к людям другой культуры, принимать их. Другая среда сформирована взаимопроникновением разных культур. 

Те же китайцы – в силу особенностей менталитета – они как дети: что несёшь в эту культуру от нас, то и пожнёшь. Их уважение надо заслужить. Они очень искренние к нам, они уважают Россию, и она им нужна как надёжный сосед, имеющий влияние в мире, поддерживающий Китай. Историю делают люди.

Сегодня на сцене (интервью записано во время конкурса русского языка) молодёжь, они – будущий истеблишмент, они будут работать в правительствах, в МИДах, будут заниматься с нами бизнесом, поэтому мы сеем сейчас наше будущее… Как мы к ним относимся, искренне уважаем, любим, так и они к нам будут относиться, когда будут работать… Это как воспоминания детства – приятные или нет. 

Какую роль играет отношение к России, россиянам, культуре, языку? Огромное. Сегодня в разных вопросах телега бежит впереди лошади… Что я имею в виду? Федеральный центр сегодня вновь повернулся лицом к ДВ, востоку России. Прежде всего мы говорим о крупных экономических проектах и программах: ТОР, поддержка крупных работодателей, те же Свободный порт Владивосток, космодром Восточный и так далее. Везде нужны инвесторы, везде необходимо работать, трудиться, взаимодействовать, сотрудничать с людьми разных национальностей. Китай, Корея, Япония, США…

Но получится результативно с ними взаимодействовать, если только мы будем друг друга уважать, если будем знать менталитет разных народов, будем учить языки. Я сам учил корейский язык (по первому образованию востоковед-филолог) и хочу сказать, что большинство людей, которые учат язык другой страны, они с симпатией к ней относятся.

Без понимания культурологических особенностей (что от кого ожидать, как разговаривать) и без уважения друг к другу никакого сотрудничества не получится. Именно поэтому такие ресурсы внешней политики, как язык, мировой язык (в нашем случае русский язык), как образование, культура, экономика – это ресурсы, элементы мягкой силы, которые сильнее, чем силы зла (оружие, войны). Неся язык, культуру и образование, мы несем добро, и нам несут добро. И будет хорошо, если это будет поле русофонии, поле китайского языка. Исторически Китай показывает очень взвешенную, разумную политику. И те голоса, которые говорят о какой-то экспансии, они сегодня несостоятельны. 

– А как же экономическая экспансия? 

– Это прагматичная восточная политика. Она связана, в том числе, с гармонией человека. Китай предлагает сегодня всем торговать. Так принято на Востоке. И Китай готов вкладывать большие средства (несколько триллионов). И здесь необходимо подключаться нашим специалистам (и других стран) и вести переговоры, чтобы торжествовала экономика, нормальные добрососедские отношения. 

– В одном из своих интервью Вы отметили удивительную вещь: наладить отношения через культуру и искусство проще – передача русских образов через культурные объекты, символы, происходит на подсознательном уровне. При этом та же матрёшка, она не у каждого россиянина дома стоит, но за рубежом она – стойкая ассоциация с Россией. 

– Мы сильны нашей культурой, музыкой, балетом. Мы не умеем делать хороший сыр или машины, но мы не должны огорчаться. У нас есть свой фундамент – культурная доминанта мирового уровня. Это балет, это космическая промышленность, это армия, которая поддерживает мягкую силу, это великая русская классическая литература. И символы нашей страны, которые, к сожалению, мы недооцениваем, такие как матрёшка, очень любят в странах АТР. Дальний Восток для наших соседей – это ближайшая европейская территория с нашей архитектурой. Россияне все-таки для них европейцы, и они традиционно с уважением относятся к этой культуре.

Мы сегодня говорим о туризме, об инвестициях… Интересный идет феномен… Сегодня необходимо, чтобы не только ходили по магазинам и скупали золото, мёд, масло, шоколад, а чтобы турфирмы, туроператоры – они всё-таки способствовали, чтобы туризм был высокого уровня культурный, образовательный. 

– А туристы к этому готовы? Та же живопись. Гостей из Поднебесной привлекает только классика, отклонения в сторону модерна, авангарда не вызывают у них интереса. 

– Я с вами соглашусь. Они любят и понимают наше классическое искусство, живопись, литературу. Мы, кстати, сейчас по линии Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы объявили проект «Очарование Тихоокеанской России» и планируем его распространять на другие субъекты ДВ. Совместно с крупнейшими инфраструктурами объектов спорта, культуры, науки, искусства (Приморской картинной галереей, Приморской сценой Мариинского театра, ХК «Адмирал», океанариумом) создаем образовательные языковые программы для иностранцев из всех университетов – пока Владивостока.

Язык специальности, язык живописи, так как общие программы не дают того языкового образования, благодаря которому они будут лучше понимать русского человека, нашу страну. Русский язык спорта, потому что рабочий язык КХЛ – это русский, и сегодня хоккеисты из Китая, из Кореи, приезжают к нам, и мы с ними мастер-классы, уроки русского языка проводим. Это русский язык науки в океанариуме, язык моря, Японского моря, которое объединяет, кстати, страны… Очень эффективно сегодня показывает себя этот проект, и аналогов ему нет. 

Вы спрашивали, что такое русский язык для русского человека. Я думаю, он является корневой сущностью для нашей цивилизации. Выезжая за рубеж, представители разных исходов эмиграции, волн, начиная с ХVIII века… Их объединяет русский язык. Классический русский язык, который, может быть, сейчас не найдёшь и в России, но они его не забывают и не теряют. Благодаря языку они прикасаются к своим корням, читают в подлиннике нашу литературу, где описываются характеры, смыслы, ценности, которые понятны только нам. Достоевский, Толстой, Бунин. 

И сегодня есть такая версия - и я ее придерживаюсь - в чём проблемы наших сегодняшних отношений с США? Потому что потеряли взаимный интерес к культурам стран. Если раньше у американцев были советологи, специалисты по нашей стране, очень сильные были у нас американисты (СССР финансировал эти программы, США финансировали), то сейчас все прекратилось. И сегодня профессионалов, знающих русского, россиянина, почему мы такие, какие мы есть, почему мы так или иначе себя ведем в Донбассе, мало очень… Вот ответ. 

– ТВ - это то, что отражает общество. Если сделать расклад по каналам, то на культурные события отводится 10% времени. В лучшем случае. И это «лучшее» - сомнительного содержания. Всё остальное - ток-шоу для домохозяек, аналоги зарубежных… Малахов, «Модный приговор», «Давай поженимся», комедийные программы и т.д.. Даже в новостях на культуру часто нет времени.

Есть, конечно, канал «Культура», но он узкоспециализированный, а масс-медиа… Получается, в самой же России мы уделяем своей культуре и образованию минимум. В современных условиях нужны рабочие руки, а это соответствующий уровень образования и культуры. Рабочим не преподают Достоевского. Мы и сильнейшие в культуре, и интеллигенции мало. 

– Мы должны быть самокритичными и признать, что нам есть к чему стремиться, говоря о классических гуманитарных предметах. О том, что мы должны знать историю, не только зная даты, о том, что мы, возможно, не должны объединять русский язык и литературу, о том, что в школах надо потихоньку вводить основы философии. Один из европейских политиков недавно сказал, что главный предмет для человека – это философия.

А русская философия с ее идеями (наши писатели – это тоже философы) имеет величайшее значение для всего мира, то есть на ней учатся, её читают. У нас всегда перекосы были в сторону того или иного предмета. В 90-е это были юристы, сейчас увлеклись инженерными специальностями, рабочими кадрами. Действительно, это надо делать, но, как всегда, бросаемся в крайности. Мы почему-то говорим, в разных стратегиях указываем о том, что учитель в России - это человек №1, особенно в деревне. В то же время у нас исчезают педагогические вузы. Кстати, отдаю дань уважения БГПУ, что он сумел сохраниться и работает, выпускает прекрасных специалистов, которые находят себе работу в области. 

Должно быть все соразмерно, человек должен быть уровневый, образованный в разных сферах… Кстати, хорошее знание русского языка – это серьезнейший инструмент для эффективной жизни и работы. Это серьезнейший инструмент диалога, спора, умение написать письмо, которое сыграет свою роль, служебную записку… Далеко не все сегодня умеют это делать. Убедительно говорить далеко не все умеют.

Поэтому недооцениваются эти вещи – гуманитарное образование, знание основ философии, литературы, русского языка. Мы просто должны давать нашим детям достойное, правильное образование.

Сегодня приходят люди на разные должности, во-первых, всё моложе и моложе. Я не против: они хорошие, добрые, они любят страну, они преданные, но они неопытные. Они не знают гуманитарных наук, не умеют общаться с людьми, они не понимают, что людей столько, сколько звёзд на небе, и ко всем надо относиться с уважением. Нет плохих людей, есть обстоятельства. И в итоге всё превращается в то, что процесс не идет, результата нет, истории успеха не существует. И все говорят красивые слова, заимствованные из англо-саксонской речи, о проектах, а результата нет на самом деле никакого. И эти люди - они заложники ситуаций, и мне их жалко. Ложный стереотип, что старших надо менять, что опытные ничего не умеют и не знают, что сегодня надо по-другому…

Оказывается, сегодня интрига – это эффективный инструмент работы в коллективе. Ну когда такое было?! Человеческие добрые навыки – они всегда торжествуют и побеждают. Поэтому это временное явление, тактическое. Но, к сожалению, результат сегодня не просчитывается, насколько это всё разрушит то, что существует. Надо действительно больше внимания гуманитарным уделять вещам.

Вы сказали про сериалы, телевидение. ТВ не виновато, оно продает продукт, востребованный людьми, то, что покупается. Кто-то отдыхает, кто-то считает, что это интересно, кто-то, наоборот, не смотрит телевизор и прочтёт «Войну и мир». И от прочтения каких-то важных ярких мыслей, моментов, человек становится чище, ему радостно и его посещает надежда. Это срез нашего общества, культуры. И Малахов, и другие ведущие не виноваты, они делают свою работу. Но должен быть еще результат. Сегодня во многих вопросах не достигается результат – в том числе из-за отсутствия опыта, дефицита гуманитарных знаний. 

– Неплохими гробовщиками стали современные технологии. Интернет, мессенджеры – они всё упрощают, слова сокращаются, исчезают. Легче зайти в поисковик, чем в библиотеку… 

– Да, есть о чем подумать… Допустим, слово амикошонство (излишне фамильярное обращение), слово уже никто не употребляет, и его мало кто знает. И я его не знал, встретил в произведении, а потом значение посмотрел. Таких слов всё больше и больше… Комильфотный стиль… У Толстого в «Смерти Ивана Ильича» главный герой при покупке мебели искал ту, которая соответствовала бы комильфотному стилю…

В классической литературе таких слов всё больше и больше, которые многие могут не понимать. Всё это из-за лени. Мы себя не заставляем, нам надо все-таки трудиться и писать, ставить знаки препинания, подбирать слова и думать над тем, что мы пишем. Сегодня даже писать не надо, мы записываем голосовые сообщения в мессенджерах. Кто-то говорит о том, что это всё хорошо, жизнь не стоит на месте. Но это расслабляет, мы теряем бдительность, мы перестаем думать. Писать, читать – значит думать. Соцсети необходимы для работы, но я устаю и болею, когда этого много. Когда я читаю трудную книгу, я отдыхаю, мне становится радостно. Надо читать, обязательно! 

– Благодарю за беседу! 

...
Александр Зубрицкий на фестивале "Русский без границ", г. Харбин 

Автор - Дана Че

Источник - ИА ПортАмур

+1
738
RSS
22:17
Прочитал статью. Интересно написано.
А теперь наглядный пример к теме этой статьи.
Пару часов назад изучал раздел на муниципальном сайте «Формирование современной городской среды». Автору (или авторам) всех этих документов, а также администрации сайта нужно отдать должное — школьную дисциплину «русский язык» они явно не смогли изучить в полном объёме.

Приложение № 2
к постановлению администрации города Свободного от 30.03.2017 № 472

23. В целях привлечения максимального количества жителей развивать комплексную застройки благоустройства дворовых территорий (в случае, если дворовая территория объединяет два или более многоквартирных дома).

В одном-единственном предложении содержится как минимум 2 ошибки. И так во всех документах, почти в каждом пункте, почти в каждом предложении.

Можно указать и более удивительные примеры. Отечественные писатели-классики могли бы позавидовать авторам этих текстов.
Загрузка...